МОТОРНЫЕ МАСЛА

МОТОРНЫЕ МАСЛА

Перед каждым владельцем автомобиля стоит вопрос: какой смазочный материал выбрать, чтобы двигатель транспортного средства работал долго, стабильно и без поломок. Рынок предлагает большой выбор масел: минеральные, полусинтетические, синтетические: гидрокрекинговые, на основе полиэфиров (эстеров) и полиальфаолефинов (ПАО). В ходе экспериментов лучшим моторным коктейлем признано сочетание ПАО и эстеров. Разберёмся подробнее, как пришли к этому выводу.

Моторные синтетические масла пришли к нам из авиации. В середине 1960-х гг. подполковник, командир эскадрильи Альберт Аматуцио начал исследование смазочных материалов, которые использовались для самолётов. Он задался целью улучшить характеристики имеющейся продукции. В процессе поиска, многочисленных экспериментов, заливая то один состав в двигатель, то другой, Альберт создал формулу на основе полиэфиров. Это 100% синтетическое вещество получило сертификат соответствия по API в 1972 году. На этом исследования не закончились – в 1973 году на рынок вышло масло на базе полиальфаолефинов, которое также стало использоваться в авиации.Его популярность обусловлена тем, что помимо эффективности при больших нагрузках оно было способно выдерживать низкие температуры на большой высоте без потери свойств. В автомобильную промышленность масла на основе полиальфаолефинов вошли в 80-х годах.

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ
Моторные масла на основе ПАО продолжали совершенствовать. Выяснилось, что, не смотря на уже имеющиеся преимущества, среди которых:
Способность сохранять свои свойствав широком диапазоне температур

Экономный расход. Вещество медленно испаряется и не коксуется, что обеспечивает длительный интервал между заменами масла

Способность выдерживать экстремальные нагрузки

Отсутствие примесей. В ПАО основе нет металлов и серы, это позволяет избежать образования коррозии

Износостойкость мотора за счёт термостабильности масла

Обеспечение чистоты двигателя за счет высокой стойкости к окислению, нагаро- и шламообразованию

Экономия топлива за счет снижения трения

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ

их ещё можно улучшить. Коктейль ПАО с добавлением эстеров – венец многочисленных испытаний и экспериментов. Сложные эфиры придают полярность молекулам масла, тем самым улучшая его смазочные свойства. Оно уже не могло просто стечь в картер после выключения двигателя, а «прилипало» к металлической поверхности. Кроме того, эстеры обладают способностью к раскоксовке, способствовать очищению двигателя, который до этого работал на масле плохого качества и покрывался нагаром и лакообразованиями.
ПРЕЦЕДЕНТ
Но не всё так гладко. В 1999 году общественность всколыхнул иск одной компании, производящей масла, к другой. ExxonMobil подал в суд на Castrol, который на своей продукции – гидрокрегинговых маслах – начал писать слово «Синтетика», что не отражало технологическую сторону изготовления продукта. Решение суда было неожиданным: надпись «Синтетика» на канистрах – это маркетинговый ход, а не техническое описание товара. С того момента, пометки на этикетках: «100% Synthetic» и другие стали нормой вне зависимости от компонентов, входящих в состав масла.

Стоит отметить, что процесс производства гидрокрекинговых масел дешевле и проще, чем составов на ПАО основе. Соответственно, их стоимость ниже, а надпись «Синтетика» сбивала с толку покупателей, которые «клевали» на демократичную цену и делали выбор не в пользу классической синтетики на базе полиальфаолефинов. Сейчас полки автомагазинов на 99% заполнены ненастоящей синтетикой –гидрокрекинговыми маслами, которые уступают по многим характеристикам маслам на основе ПАО. И вот почему:
Есть мнение, что такие смазочные материалы, как ПАО-масла используются в скоростных автомобилях, двигатели которых работают на износ. Однако, в первую очередь, продукт рассчитан на автолюбителя, который бережёт своё ТС и хочет добиться его исправного и эффективного функционирования.